чуткий и недобрый гений
Где-то глубоко ниже зашел разговор - о Луначарском, о том, все же "Искусство должно быть понятно" [c] или "понято", и нужно ли опускать искусство до уровня "пролетариата" или образовывать народ и поднимать уровень "пролетариата"...
Интересно, как именно предполагается образовывать пролетариат? Смешно полагать, что девяти классов средней школы хватит на то, что понять невероятный объем современной и класической культуры. Двух дополнительных (а в старшие классы попадает при самом удачном раскладе - треть учащихся), полагаю, тоже маловато. Сколько процентов в нашей стране имеют высшее профессиональное образование? Не знаю. Предположительно - около 20%. В крупных городах процент повыше, в маленьких сходит до нуля. Мне, конечно, было бы искренне интересно услышать предложения по просвещению остальных 80%. Но дело даже не в них. Из 20% - сколько составляют программисты, экономисты, инженеры, для которых искусство - хобби, в лучшем случае? Или вы предлагаете ввести литературу как обязательный предмет в технических вузах? Так там на физику/математику часов не хватает.
Итого остаются гуманитарии и энтузиасты-любители. Щедрая я согласна отдать под них процента этак 2-3%. Это те люди, которые регулярно ходят в консерваторию, посещают картинные галереи по всему миру и читают Достоевского по вечерам. Допускаю, что они видят разницу между ранним и поздним периодом творчества Чайковского и ходят в театр на режиссеров, а не актеров. Это даже не интеллигенция, каковая в России вымерла довольно давно. Это интеллектуальная элита. Думаю, это более или менее реальный объем тех, кто читает Мандельштама, смотрит Бергмана, слушает Шнитке etc. и, возможно, даже способно уловить в тексте скрытые цитаты, а в живописи - символизм)
Искусство - само по себе, по определению, сфера крайне ограниченная, элитная. Развитие вкуса - гастрономического, литературного, художественного, без разницы - дорогой и время-, энерго-, трудоемкий процесс. Одновременно и работа, дающаяся единицам, и удовольствие, единицам из единиц доступное.
Дальше. А зачем пролетариату Ваш Мандельштам в принципе? Ну ладно еще школьная классика - Пушкин, Толстой, Чехов, Бетховен, Рублев. А зачем маляру - Бунин, токарю - Мережковский, а дворнику - Пикассо? Когда реально его духовные потребности дотянут до этого уровня? Простите, я думаю: никогда. Текучка забьет.
Будет системный оператор читать Шопенгауэра после десятичасового рабочего дня? Постижение классики требует коллосальных затрат нервной и интеллектуальной энергии и некоторого свободного объема памяти, кстати. Тут мозги и так кипят от специальной литературы. Им, напротив, нужна разгрузка. Бушкова и на боковую. Убить Билла-8 и утренний кофе под Русское Радио. Это еще если не ужин/пеленки/пылесос.
Не низведете Вы искусство до общего уровня, не пугайтесь. Это уже не искусство будет, и ну его. Но и общий уровень до "искусства" - не поднять никогда, по определению. Если 90% общества становится элитой, это поняитие утрачивает смысл, Вам не кажется?
Ну и нафига козе баян?
Именно, не нужен. Иначе не плодились бы поп-группы, как грибы после дождя, не огребали бы Донцова с Марининой милионных тиражей и не ломились бы толпы на Человеков-Пауков.
Интересно, как именно предполагается образовывать пролетариат? Смешно полагать, что девяти классов средней школы хватит на то, что понять невероятный объем современной и класической культуры. Двух дополнительных (а в старшие классы попадает при самом удачном раскладе - треть учащихся), полагаю, тоже маловато. Сколько процентов в нашей стране имеют высшее профессиональное образование? Не знаю. Предположительно - около 20%. В крупных городах процент повыше, в маленьких сходит до нуля. Мне, конечно, было бы искренне интересно услышать предложения по просвещению остальных 80%. Но дело даже не в них. Из 20% - сколько составляют программисты, экономисты, инженеры, для которых искусство - хобби, в лучшем случае? Или вы предлагаете ввести литературу как обязательный предмет в технических вузах? Так там на физику/математику часов не хватает.
Итого остаются гуманитарии и энтузиасты-любители. Щедрая я согласна отдать под них процента этак 2-3%. Это те люди, которые регулярно ходят в консерваторию, посещают картинные галереи по всему миру и читают Достоевского по вечерам. Допускаю, что они видят разницу между ранним и поздним периодом творчества Чайковского и ходят в театр на режиссеров, а не актеров. Это даже не интеллигенция, каковая в России вымерла довольно давно. Это интеллектуальная элита. Думаю, это более или менее реальный объем тех, кто читает Мандельштама, смотрит Бергмана, слушает Шнитке etc. и, возможно, даже способно уловить в тексте скрытые цитаты, а в живописи - символизм)
Искусство - само по себе, по определению, сфера крайне ограниченная, элитная. Развитие вкуса - гастрономического, литературного, художественного, без разницы - дорогой и время-, энерго-, трудоемкий процесс. Одновременно и работа, дающаяся единицам, и удовольствие, единицам из единиц доступное.
Дальше. А зачем пролетариату Ваш Мандельштам в принципе? Ну ладно еще школьная классика - Пушкин, Толстой, Чехов, Бетховен, Рублев. А зачем маляру - Бунин, токарю - Мережковский, а дворнику - Пикассо? Когда реально его духовные потребности дотянут до этого уровня? Простите, я думаю: никогда. Текучка забьет.
Будет системный оператор читать Шопенгауэра после десятичасового рабочего дня? Постижение классики требует коллосальных затрат нервной и интеллектуальной энергии и некоторого свободного объема памяти, кстати. Тут мозги и так кипят от специальной литературы. Им, напротив, нужна разгрузка. Бушкова и на боковую. Убить Билла-8 и утренний кофе под Русское Радио. Это еще если не ужин/пеленки/пылесос.
Не низведете Вы искусство до общего уровня, не пугайтесь. Это уже не искусство будет, и ну его. Но и общий уровень до "искусства" - не поднять никогда, по определению. Если 90% общества становится элитой, это поняитие утрачивает смысл, Вам не кажется?
Ну и нафига козе баян?
Именно, не нужен. Иначе не плодились бы поп-группы, как грибы после дождя, не огребали бы Донцова с Марининой милионных тиражей и не ломились бы толпы на Человеков-Пауков.